Каким бы качественным ни был товар, потребитель встречает его «по одежке». Хорошо понимая, насколько важна привлекательная упаковка для алкогольных напитков все известные винно-водочные бренды во все времена тратили немало сил и средств на создание оригинальных бутылок, способных заинтересовать потенциальных покупателей.

История бутылки не менее увлекательна, чем история одежды. Есть даже определенное сходство: вначале — неказистая и неудобная, затем — красивая и элегантная. Еще за три тысячи лет до нашей эры египтяне и финикийцы пользовались стеклянными сосудами. Уже в те времена мастера старались перещеголять друг друга в оригинальности, делая бутылки в форме человеческой головы или какого-либо плода. Из-за сложности и трудоемкости технологии древняя стеклотара была штучным товаром, доступным лишь обеспеченным людям.

В I веке до н. э. в стекольном деле произошла революция: изобретение стеклодувной трубки значительно облегчило труд мастера. Бутылок стало больше, они «пошли в народ».

Древнеримские стеклодувные традиции подхватили и творчески переосмыслили средневековые венецианские мастера.

В XV столетии, усовершенствовав технологию и используя новые методы обработки изделий, венецианцы научились изготавливать белое стекло, слава которого перешагнула пределы Апеннинского полуострова. Венецианские бутылки, отливаемые в металлических формах, превратились в настоящие произведения искусства: высокие и низкие, плоские или шарообразные, украшенные выпуклыми рисунками цветов, плодов и различных жанровых сценок.

В Киевской Руси стекольное ремесло было известно давно, но после Батыева нашествия его секреты оказались утрачены. Лишь в XVII веке, в 1635 году, царь Михаил Фёдорович повелел «немчину» Елисею Коету выстроить недалеко от Москвы стекольный завод. Иноземец, организовав предприятие, обучил производственным тонкостям 15 русских мастеров и начал поставлять царскому двору стеклянную посуду.

При царе — реформаторе Петре I стекольное дело в России стремительно развивалось. Строились новые заводы, мастеров обучали за границей.

К середине XIX века в России освоили новую европейскую технику изготовления бутылок.Теперь их не выдували, а отливали машинным способом — дешевле и быстрее. Разным напиткам соответствовали бутылки определенной формы: для шампанского, «английская горькая», портерная, рейнская, пивная, ликерная, коньячная, ромовая… Имел значение и цвет стекла. Простую водку разливали в бесцветную или светло-зеленую тару. Дорогую — в бутылки янтарного, вишневого, рубинового, молочного или голубого цвета. Настойки и наливки подавались в сосудах, тонированных зеленым, синим или темно — оливковым колером.

А вот черный цвет в России не прижился: и двести лет назад, и в наши дни такие бутылки появляются в основном в Европе. Недавно шотландская вискикурня Highland Park выпустила лимитированную серию виски Earl Haakon в бутылке из черного стекла, имитирующего средневековое стекло ручной работы. Шотландцы хорошо помнят старинную сагу о коварном графе Хоконе, убившем своего брата Магнуса: две предыдущие серии виски — Earl Magnus и Saint Magnus — были посвящены памяти этого правителя, канонизированного католической церковью. Таким образом, шотландские производители виски выразили уважение не только к истории своей страны, но и к потребителям, предложив им коллекционный вариант 18 — летнего виски, овеянный таинственным оркнейским колоритом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ